Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 10

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Пятница, 10.01.2025, 21:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Официальный сайт школьного историко-краеведческого музея ГОБООУ ЗСШИ гп. Зеленоборский

Школьные годы военные

В Княжой Губе в 1939 году была построена новая рубленная двухэтажная школа. Директором школы был Сюккияйнен Иосиф Иванович. В годы войны из-за сильных бомбежек дети в школе не учились, уж слишком приметная была. От взрывов из окон вылетели стекла, осколки испещрили все стены.

На станции Княжая была своя школа. С 1941 по 1943 года  школой руководила Богомолова Зоя Петровна.

Зоя Петровна вспоминает:

«В седьмом классе шёл урок математики, когда был первый налёт стервятников. Окна этого класса были обращены на станцию. Вдруг летит что-то белое. Ребята подумали, что это листовки, а оказалось, это бомбы. Так для нас началась война. Пришлось закрыть на ставни окна и совершенно их не открывать. Сделали это потому, что рядом стояли нежилые дома и среди них наша школа. Таким образом, была создана маскировка нежилого квартала домов. Фашистские самолёты летали очень низко и им было всё хорошо видно.  На лесокомбинате провели собрание с рабочими и рассказали о серьёзной опасности, в которой находились ученики. Было постановлено: близко к школе посторонним не подходить, а во время налёта хождение в районе школы считается тяжким преступлением. Водить детей в бомбоубежище было опасно, да и размеры его не позволяли вместить всех детей. Учителям пришлось установить на улице посты дежурных. Смена длилась 10 минут. Задача дежурных заключалась в том, что при обнаружении звука самолёта передать нам об этом. До прилёта стервятников учителя должны были успеть вывести учащихся в коридор, разместить их на свои места. Очень часто из–за воздушной тревоги урок приходилось прерывать по несколько раз.  Дисциплина в школе была отличной. Как проходили уроки: два ученика стоят по обе стороны доски и держат семилинейные лампы. Весь класс в темноте. Ребята внимательно слушают объяснение учителя, следят за написанным на доске. Так приходилось заниматься долгое время. Очень трудно было с керосином, с лампами, не было стёкол для ламп. А какая была радость, когда на каждый класс приобрели по одной лампе «Молния» и по две десятилинейных. Теперь ребята могли самостоятельно выполнять работы. Но опять трудность – нет тетрадей. Счастливчиком считался тот, кто достал журнал или толстую книгу. На ней чернилами можно было писать сочинения, решать примеры и задачи. 

 Продолжительное время разделку дров для нужд школы приходилось производить силами учащихся и учителей. Были случаи, когда до уроков пилили дрова, топили печи, а уж потом, когда становилось тепло, начинались уроки. В самое тяжёлое для посёлка время занятия шли с перерывами. Два урока с 8 ч до 10 ч и 2-3 урока с 18 ч до 21 ч. В это время было меньше всего налётов вражеских самолётов. А некоторые дети жили в Подтайболо, в Карельском, вот и подсчитайте, сколько километров им приходилось ходить за день, чтобы учиться.  Старшие ученики участвовали в погрузке пиломатериалов для отправки в центральные районы страны. Возьмут толстое бревно несколько человек и еле его втолкнут в вагон. Питание было очень скудное. Норма хлеба на день: 250 – 400гг. Сахара в первые годы войны взрослым не выдавали, а детям – по 10 г. в школе. Выручал наших ребят выращенный ими картофель. Все огороды, оставленные жителями, засадили ученики и учителя. Там, где не было изгороди, делали сами. С весны по сентябрь в школе был организован трудовой ученический лагерь. В нём трудились почти все учащиеся: вскапывали огороды, сажали картофель, капусту. Убирали мусор, камни. Ежедневно работали по 3 часа с перерывом каждые 45 минут. Во время отдыха учителя читали детям книги, сообщали последние известия с фронта. Летом ребята выезжали за озеро, жили в домике лесника. Там они заготавливали берёзовые веники для лошадей. В свободное время ходили за ягодами, варили себе варенье. Руководила лагерем Каплевская  (Кротова ) Валентина Семёновна, которая проработала в школе до 1974г. В детский трудовой лагерь леспромхозом были выделены лучшие продукты. Дети поправились на 2-3 кг. Каждый ученик за работу в лагере получал рабочую карточку. За большую помощь оказанную леспромхозу, школьников премировали 20-ю зимними пальто, 30-ю костюмами, всем выделили ботинки и по нескольку пар чулок. В то время это было большим подспорьем: одежду купить негде. А тут почти все ученики пришли в новом.

Лучшие воспитанники лагеря получили двухнедельные бесплатные путёвки в Дом отдыха рыбаков на станции Кемь. 

 В школе были введены книжечки под названием «Что я сделал для фронта?», в них вписывались вся работа детей и хорошие оценки. Полный ремонт школы делали сами ученики и учителя. Ни одного рабочего нам для ремонта комбинат выделить не мог. В школе не было случаев поломки мебели или испорченной вещи. Ребята берегли и ценили все, что им было предоставлено.

Я была бы очень довольна, если бы ваша школа в настоящее время была бы первой по району и городу по всем показателям и вы были бы  все как один похожими на учеников этой школы, учившихся в годы Великой Отечественной войны.

Использованы материалы книги «История села Княжая Губа», 2008г. Бородкина С.Ф., письмо директора школы 1941-1943гг. Богомоловой Зои Петровны, воспоминания местных жителей.